Создание семьи способом “купли-продажи” невесты в дохристианской Руси до сих пор является вопросом дискуссионным. Возможно это неправомерно потому, что следующая форма брака-договорная не могла возникнуть прямо из традиции “умыкания”, т.е. из воровства, но это наше мнение. Единственное, хотелось бы отметить, что использовать в дискуссии очень спорный довод о якобы “независимом” положении русской женщины не совсем этично. Исторического подтверждения такого ее положения не существует, а отдельные исключения только подтверждают правило: женщины и на Руси и во всем мире в большинстве своем не имели никаких прав, являлись предметом торга или политического или хозяйственного. Речь идет именно о большинстве, а не об отдельных исторических личностях. Следующей формой брака, существовавшей у славян в дохристианский период, стал договорной брак, впервые появившийся у полян (современная Белоруссия, Сербия и Хорватия), которые, по свидетельству Нестора, «брачный обычай имяху: не хожаше зять по невесту, но приводяху вечеръ, а завтра приношаху по ней, что вдадуче». По мнению В.В. Фомина, существование договорного брака у полян связано с происхождением этого племенного союза, не являющегося изначально славянским и поэтому имевшего особую форму брака, свойственную только этому этническому объединению. Затем, как указывает автор, поляне «слились… со славянами (были завоеваны), сохранив при этом многие бытовые и психологические особенности».
В прошлый раз мы остановились на том, что вода имела большое обрядовое значение для славян. Почему? В космогонии славян указывается, как отмечал В.О. Шульгин, что женщина – вода – олицетворяет пассивное начало мироздания, а мужчина – огонь – творческое. Без огня-мужчины вода-женщина представлялась только в виде льда, снега, смерти. И только под воздействием света женское начало получало жизнь и движение. Нельзя сказать, что это оригинальная теория, нечто подобное прослеживается во множестве древних языческих культур и Европы и Азии. Как и идея превосходства мужчины над женщиной. Подводя итоги, можно сказать, что в дохристианской Руси задача создания знатных семей решалась с учетом политических интересов, а личные отношения выстраивались беспорядочно, по принципу, делаем то, что хочется и берем все , что можем взять. Рядовые члены общины довольствовались малым, но не из-за высоких моральных принципов, а из-за недостатка средств и возможностей. Очень похоже на современное положение дел. Вероятно, подобным образом мы пытаемся припасть к своим национальным, или правильнее сказать,общечеловеческим истокам. Ведь первобытно-общинный строй это самый длительный период в истории человечества, он продлился 650 тысяч лет и сложно отвыкнуть от того к чему тебя дубиной приучали почти миллион лет. Были ли счастливы наши молодожены? Безусловно были. Человек , как и любое животное отлично адаптируется к любым условиям существования и к плохим и к хорошим и начинает воспринимать их как должное. Именно этот эволюционный механизм порождает т.н. зависимости.