Тест-опросник B5 (Большая пятёрка, сокращённая версия) предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности пяти так называемых “больших” факторов личности. Такое название они получили в 60-80-е гг. в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований, проведенных независимыми специалистами разных стран. Исследования подтвердили, что пяти факторов достаточно для построения комплексного психологического портрета личности. Тест B5 гораздо короче, чем большинство многофакторных опросников этого уровня, и получаемый с его помощью личностный профиль обладает высокой степенью обобщённости. Его удобно использовать в условиях дефицита времени. Выигрыш во времени достигается с сохранением общей приближенной точности теста. 
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ :Психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью профотбора, профконсультации, определения направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ : Опросник B5 содержит 75 пунктов по три варианта ответа в каждом (“верно”, “не знаю”, “неверно”). В версии “B5” к 5-ти факторным шкалам добавлена шкала “социальная желательность”. На каждый из пяти факторов тест-опросник включает по 15 вопросов. 

ШКАЛЫ ОПРОСНИКА: представляют собой точное воспроизведение факторов “Большой Пятерки” в их международном варианте. В русскоязычной версии опросника 5 самых мощных факторов темперамента и характера получили следующую интерпретацию: 

  • экстраверсия – интроверсия: (высокий полюс фактора – общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий – сдержанность, замкнутость) 
  • согласие – независимость: (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия. Высокий полюс – склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени - ведомость; низкий – тенденция полагаться на своё собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности - враждебность) 
  • самоконтроль – импульсивность: (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как планомерность, целенаправленность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень - педантизм; низкие – ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени - гибкость моральных суждений и хаотичность) 
  • эмоциональная стабильность – тревожность: (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям. Спокойствие, стабильность, уверенность в себе на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищённости низкого полюса) 
  • обучаемость – инертность: (эта шкала показывает уровень интеллектуального потенциала, познавательной активности, способность работать с новой информацией) 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ: Каждая шкала теста имеет три диагностические зоны, которым соответствуют три уровня интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.
Cредние значения (от 35% до 75%) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как правило, попадает около 70% от общего числа респондентов. Крайние значения (низкие и высокие) указывают на сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область низких (от 10% до 34% ) и высоких (от 76% до 100%) значений попадает примерно по 15% респондентов.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ: 
Вопросы теста B5 - это наиболее информативные задания, которые были отобраны в результате экспериментальной работы с банком из 260 заданий, проведенной под руководством А.Г. Шмелева группой аспирантов и студентов факультета психологии МГУ. Значительная часть аналитической работы была выполнена Е.И. Рыхлевской. В психометрическом эксперименте принимали участие свыше 200 испытуемых – студентов московских ВУЗов. С помощью конфирматорного факторного анализа (анализа, направленного на проверку уже сформулированных факторных ключей) по каждому фактору были выявлены 15 вопросов, которые давали максимальную корреляцию с суммарным баллом.
 

 Дежурный психолог

Сейчас на сайте 23 гостя и нет пользователей