Для выстраивания эффективных отношений вы должны владеть навыками эффективного слушания. Это действительно важно. Почему? Прежде всего потому, что современный мир переполнен перфекционистами, т.е. большинство людей в повседневной жизни стремятся говорить и говорить, в основном, о себе любимом, а не слушать. Это занятие привычное и повседневное, без него в нашем мире не выжить. Личные отношения требуют абсолютно противоположного умения, умения слушать. И очень часто случается так, что вы упускаете свой уникальный шанс на построение нужных для вас личных отношений только в силу привычки. Так что же такое эффективное слушание? Помните: каждый хочет, чтобы его услышали, почувствовали, чтобы его «выслушали» и поняли.
Эффективные навыки слушания:
- Выражайте искреннюю заинтересованность в собеседнике, всем своим поведением показывайте свое желание его понять и выслушать. Если вы считаете, что ваше безразличие к теме собеседника незаметно, вы ошибаетесь: большинство людей, особенно женщины, считывают ваше безразличие за секунды.
- Не стесняйтесь спрашивать о чувствах и мыслях собеседника. Опять же, не полицейским тоном для протокола, вам должно быть это интересно. Сопереживание сближает быстрее, чем интимные отношения. Между вами появляется не просто взаимопонимание, а некая тайна, про которую другие не знают. Что же это, если не личные отношения?
- Прервите свои занятия, не занимайтесь выслушиванием на ходу, во время выполнения какого-либо дела, в коридоре. Выбирайте место.
- Старайтесь создать атмосферу тепла и согласия во время разговора.
- Называйте человека по имени. Общепринятое “извините, пожалуйста” - один из самых неудачных способов вести разговор. Лучше вообще молчать, чем начинать разговор с такой фразы. Имя человека - это кодовое слово для включения подсознания. А в подсознании можно найти массу способов договориться.
- Покажите человеку, что вы наблюдаете за его поведением, пусть человек знает, что вы слушаете: общение должно занимать все ваше внимание, сопротивляйтесь отвлекающим факторам, кивайте собеседнику в ответ, этот незатейливый жест убеждает его в вашем интересе к нему. Иногда перефразируйте или повторяйте то, что вам говорят, без изменений, сообщая тем самым человеку о том, что вы работаете над смыслом им сказанного. Соглашайтесь с истинными утверждениями. Повторяйте или обобщайте основные идеи сказанного, это т.н. «стимулирующее слушание». Пытайтесь прочесть его сообщения «между строк». Буквально чувствуйте слова собеседника. Сочувствуйте ему и разделяйте его чувства: «Я понимаю, что вы говорите». «Мне кажется, я знаю, что вы чувствуете», «Я понимаю, что вы злитесь; это должно быть очень неприятно».
Решение проблем.
- Открыто признавайте существующие проблемы и страхи, но ни в коем случае не поддерживайте их неправильное восприятие.
- Препятствуйте обсуждению любого заблуждения и сосредоточьтесь на «здесь и сейчас»
- Решайте проблем совместно, но только когда ваш собеседник к этому готов. Есть люди, которым нравится, когда их проблемы решают за них, но в большинстве случаев вы рискуете нажить себе врага, а не друга.
- Попытайтесь рассмотреть разные варианты решения, чтобы удовлетворить максимальное количество потребностей друг друга.
- Разбейте основную проблемы на элементарные этапы решения, т.н. не осуждающий, ориентированный на решение подход.
- "Мозговой штурм", проведенный совместно с партнером сближает.
- Попытайтесь разработать систему компромиссов при отсутствии решения.
Этого делать нельзя!
Аргументация в свою пользу - лучший способ унижения партнера и, естественно, хороший способ с ним расстаться. Не прерывайте своего партнера, если он что-то пытается вам сказать, вы сбережете массу времени и сил. Критика или назидательная лекция о том, что партнер, как всегда, все сделал не так, это отличный способ покончить с ним раз и навсегда. Избегайте лжи, не потому, что она вскроется, а потому, что проблемы от нее только усугубляются. Если вы врете своему стоматологу, то просто лишитесь здорового зуба, а больной останется с вами. Не будьте чрезмерно логичны и рациональны и не пытайтесь ничего исправить прежде, чем не поймете проблему. Не упрощайте обстоятельства и чувства, это вредит отношениям. Попробуйте обратиться к экзистенциализму, все наши проблемы ничто по сравнению со смыслом жизни и смерти. Не вторгайтесь в физическое пространство партнера или попросту не доводите дело до драки, это процесс настолько неуправляемый, что даже мы не сможем вам ничего обещать после этого. Не надо бросать вызов обстоятельствам и героически их преодолевать, эпос хорош в театре, а не в личных отношениях.
Язык тела (невербальное поведение) передает важную информацию. Следующее может помочь уменьшить гнев партнера и помочь ему успокоиться:
- Зрительный контакт (не слишком интенсивный).
- Межличностное расстояние (не слишком близко); уважайте личное пространство других; не придвигайтесь двигайтесь к взволнованному человеку.
- Ограничьте движение тела до минимума; сделайте свои движения как можно более плавными и предсказуемыми.
- Сохраняйте «открытое» положение (не скрещивайте руки или ноги; руки разжаты)
- Поддерживайте одинаковый уровень глаз (сидеть или стоять в зависимости от положения собеседника)
- Говорите мягко и успокаивающе