Любовь 40+


phoca thumb l village 047Если вспомнить древнюю китайскую поговорку: "не думай о боге до 40 лет" и соединить ее с высказыванием Карла Густава Юнга: "любовь это - игра богов", то возможно  получится, что и о любви можно думать только после 40 лет. Так ли это? Безусловно, нет. Когда речь идет о любви, не стоит прибегать к логике. Любовь есть предмет иррациональный и все попытки ее определить обычно приводят к появлению очередной формулы любви, под которой чаще всего понимается так называемая влюбленность. Она же, в свою очередь, будучи процессом психофизиологическим, а попросту говоря, химическим, легко описывается уравнениями и формулами.

 

Человеческую жизнь можно условно разделить на личную и социальную. В социальной жизни человечества существует явление революции. Грозная социальная стихия. По словам Марата :  Революция это мать, пожирающая своих детей. В личной жизни только любовь сxожа с революцией. Сложно найти более точное соответствие. Любовь- это стихия, но стихия уже на поле личных взаимоотношений. Она приходит как стихия, ведет себя как стихия, она непредсказуема, как стихия и так же опасна. К счастью или к несчастью для многих, не все мы с ней сталкиваемся. Почему? "Так природа захотела, почему - не наше дело, для чего не нам судить". Сложно предположить, почему вулкан извергается именно в этом месте и именно в это время, а не там, где мы хотим или там где нам нравится. Большинство людей довольствуется влюбленностью и они счастливы. Бессмысленно определять любовь биологическим или социальным статусом. Темперамент, характер, личность, пол и возраст, все это лишь специи стихии любви. Они придают ей лишь оттенки, а что же, как не оттенки делают нашу жизнь непохожей на миллионы других? С возрастом человек обретает личность. Все дела и поступки, нами совершенные и позволившие нам выжить в той или иной ситуации, закрепленные похвалами или непохвалами со стороны прежде всего значимых для нас людей постепенно превращаются в систему личностных качеств, или, как мы уже говорили, в личность. После 40 лет каждый человек может предположить, что он уже обладает сформированной личностью и именно эта личность и является основной любовной специей, делающей любовь одного человека непохожей на любовь другого человека. Необходимо обратить внимание вот на что: личность есть продукт действования, постоянного круговорота человеческих взаимоотношений в социальном поле и уход от круговорота порождает личности ущербные, и зачастую уродливые. Это важно, это очень важно помнить. Социальное бездействие, изолированность от общества, отсутствие личных и общественных отношений производят личность деформированную, а иногда безобразную и страшную. Но и  к ней тоже может прийти любовь и тогда храни вас бог от такой любви. Мы же двигаемся дальше и результатом нашего движения будет вольное определение : любовь и влюбленность после сорока имеют строго вычерченный личностный характер и по сути являются культурной проекцией стихийного природного явления на плоскость человеческого бытия. Отличие одного от другого состоит в том, что любовь иррациональна и не заканчивается, как любая влюбленность по мере истощения интенсивности биохимических реакций выделения определенных веществ в организме мужчины и женщины. В среднем такие процессы в организме длятся от 3 до 5 лет, в зависимости от интенсивности их использования. Любовь же, не пренебрегая своей химической стороной, с возрастом проходит разные стадии, каждая из которых неповторима по гамме ощущений и эмоциональных переживаний, выкристаллизовывается в конце концов в нечто, что и назвал Юнг  игрой богов . Она  или разрушает или требует огромного труда на свои метаморфозы. Происходит даже не трансформация личностей влюбленных, а скорее личностная алхимия. Иными словами это дорогое удовольствие в прямом смысле этого слова и далеко не каждому оно по плечу и никому не по карману. Наглядным и наиболее удобным примером трансформации любви с возрастом может послужить психолингвистический анализ любовной лирики русских поэтов. Психолингвистический анализ позволяет по нескольким строчкам приблизительно определить черты личности и психофизиологический статус личности на момент написания текста конечно же с определенной погрешностью. Для анализа возьмем отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова, написанный им в  1840 году, т.е. в возрасте 28 лет:

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.


Результат психолингвистического анализа.

Психофизиологический статус: Выраженная потребность в отдыхе, физическая усталость. Повышенная тревожность, проблемы воспринимаются как непреодолимые. Страх перед будущим, повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Снижение социальной активности, стремление освободиться от обременительной ответственности. Аккуратность, методичность и самостоятельность в деятельности. Потребность в самоуважении и уважении со стороны окружающих. Наличие обстоятельств, ограничивающих свободу действий. Вынужденный отказ от удовлетворения потребности в самореализации. Потребность в сохранении собственной индивидуальности фрустрирована и, как следствие, уход от межличностных контактов в мир собственных переживаний, эмоциональная сдержанность, настороженное недоверие. Нереальность притязаний маскируется замкнутостью и эмоциональной отчужденностью. Творческие наклонности подавляются. Неверие в благоприятный исход. Снижение активности. Желание устойчивости и безопасности . Наличие угнетающих факторов,  потеря  себя и цели своего существования. Пессимист  иллюзии разрушены, человек в состоянии разочарования и сомнениях относительно собственного будущего, страшится возможных перемен. Стадия тревожности: депрессия. Черты личности: Очень активный и волевой человек с сильным характером, социально адаптирован, работоспособен, сознателен. Самооценка нормальная. В то же время агрессивен до неадекватности, обидчив и упрям. Бескомпромиссен.

Для сравнения выберем отрывок из стихотворения Федора Ивановича Тютчева, написанный им в 1870 году, когда ему было 67  лет.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!

Результат психолингвистического анализа.


 Психофизиологический статус: Высокая мотивация достижений, потребность в самореализации и обладании жизненными благами, стремление к доминированию и независимости, неустойчивая самооценка, пренебрежение условностями и склонность к риску сочетаются с неустойчивостью эмоций, изменчивостью установок и непоследовательностью.Сложившаяся ситуация не устраивает, поскольку завышенное самомнение не позволяет довольствоваться малым , жить в гармонии с собой и с окружающими. Отстаивание собственных притязаний с бескомпромиссной настойчивостью. Потребность в эмоциональной вовлеченности, носящей поверхностный характер. Напряженность, вызванная трудностями в межличностных контактах. Высокий уровень притязаний и критичность затрудняют общение. Избирательность в контактах, интеллектуальная и эстетическая чувствительность. Деятельная активность доставляет удовольствие. Черты личности: Активный, сильный, уверенный в себе человек. Добросовестный и сознательный. Социально адаптирован. Самооценка завышена. Самостоятельный практик, в меру добрый и отзывчивый.

Личностные профили в наших примерах практически совпадают. И Лермонтов и Тютчев люди государственные, ориентированные прежде всего на социальные достижения. Для них все, что происходит в обществе важно, личное же на втором плане. Они похожи. Но молодость Лермонотова выражается в агрессивной эмоциональности, в нигилизме и упрямой бескомпромиссности. В то время, как Тютчев, наверняка обладавший по молодости такими же качествами, с возрастом превратил их в философскую созерцательность и проникновенность. Поэтому строки Лермонтова беспомощны, для него женщина- неприступная крепость. Его поведенческие паттерны социальны и их личностная трансформация болезненна, как для всякого молодого человека, сталкивающегося с поведением молодой женщины, по сути столь же беспомощной и наивной в данной ситуации. Тютчев же эгоистично прекрасен. Да, прослеживаются трудности в межличностных отношениях, но это уже любование ситуацией, саморефлексия и предчувствие бога. Очарование чувствами, прежде всего своими, ведь здесь это не важно, отсутствие страха неопытности в отношениях, все это порождает кристально чистое слово любви. Интересно здесь качество отношений, их влияние на личность, личностная трансформация в результате любви к женщине. Трансформация и мужчины-  и та ж в душе моей любовь и женщины-  и то же в вас очарованье . Возможны ли такие чувства до 40 лет? Нет, никогда и ни при каких обстоятельствах. Им не на чем произрастать и нечем оперировать в своем движении. Все, что необходимо для такого чувствования появляется и далеко не у всех только с возрастом. В заключении хотелось бы процитировать еще одно стихотворение.


 Прошли года. Томительно и скучно.
 И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
 И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
 Что ты одна  вся жизнь, что ты одна любовь,
 Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
 А жизни нет конца, и цели нет иной,
 Как только веровать в рыдающие звуки,
 Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

 Если вы незнакомы с катарсисом, познакомьтесь- это уже он. Эти восемь строчек заменяют собой все вышесказанное. На мой взгляд, если бы автор этих строк ни написал бы в жизни больше ничего он все равно был бы велик. Кто он? Ответьте на этот вопрос самостоятельно. Когда пробуждается разум, эмоции умолкают, возможно в этом наше спасение.

 


INFO: Вы отправляете сообщение как 'Гость'

Сейчас на сайте 64 гостя и нет пользователей