Накануне столетнего юбилея ВОСР.
Субъективные размышления.
Для тех, кто не знаком с этой аббревиатурой, поясняем: ВОСР – Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Вот так незаметно мы и дожили до ее столетия. Интересно, как представляли себе действительность через сто лет совершившие этот, как сейчас называют, октябрьский переворот или бунт, или (бывает и такое) путч? Конечно, изучив классиков от марксизма-ленинизма, мы знаем, как должны были жить. Но, как говорят в Одессе, теория и практика – две большие разницы. В чем же при построении светлого будущего заключалась самая большая сложность? На этот вопрос может ответить любой, кто знаком с триединой задачей: воспитание нового человека, человека свободного, честного, стремящегося к знаниям, трудолюбивого, лишенного эгоизма и т.д. и т.п.
Вот над этим я и задумалась в очередной раз, простаивая в вечной пробке на переезде напротив корпусов жизнерадостного оранжевого цвета. Только стоящих за высоким бетонным забором и с решетками на новеньких стеклопакетных окнах. Среди новых корпусов выделяется несколько старых кирпичных зданий, в том числе, и здание, похожее на церковь, как в знаменитых Крестах. Придомовой ее сложно назвать, хотя это и есть дом для несовершеннолетних преступников. Или как это заведение называется официально - Государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа). Открылось это спецучреждение 16 февраля 1965 года «в соответствии с приказом Ленинградского городского совета депутатов трудящихся для содержания и перевоспитания трудных подростков», не дотянув 2 года до 50-летнего юбилея ВОСР.
Попадали туда дети из неблагополучных семей, пьющих или лишенных родительских прав. Некоторые наши одноклассники переселялись туда из обычной школы, кто-то из детского дома. На наш взгляд, это были обычные ребята. Девиантное их поведение заключалось в плохой учебе, курении, мелких кражах, хулиганстве. Родителям не было до них дела, поэтому воспитанием занималось государство. Колония никогда не пустовала. Тогда ее территория граничила только с садовым хозяйством и парком. Когда случалось проходит мимо корпусов, можно было увидеть воспитанников, выглядывающих в окна, которые задирали прохожих.
Сейчас вплотную к забору уже пристроено элитное жилье, торговый центр, ресторан. Реклама о продаже квартир и мест в паркинге видна и воспитанникам школы. «Здание на улице Аккуратова недавно открылось после капитального ремонта и, соответственно, спецшкола может работать в полную силу, - говорит Светлана Агапитова, уполномоченная по правам ребенка в СПб.– Наша задача - выстроить систему взаимодействия субъектов профилактики, чтобы использовать этот ресурс в полной мере. Необходимость координации диктуют цифры статистики, говорящие о том, что количество противоправных действий, совершенных детьми в возрасте до 14 лет, к сожалению, растет».
О какой профилактике идет речь, если ребенок уже совершил проступок, преступление? О чем думают воспитанники, глядя в зарешеченное окно на идущую, едущую мимо них жизнь? «Мирские желания - причина страданий» такая надпись красуется на бетонном заборе. Кто ее автор? Бывшие постояльцы школы или защитники нравственности от православия? Если кроме желаний, потребностей и их удовлетворения за душой ничего нет, то рано или поздно они станут причиной страданий.
Как показывают результаты многочисленных исследований социологов, криминологов, философов и специалистов других областей, формирование нового типа человека все-таки произошло, a именно, человека-потребителя с ярко выраженными его характеристиками. Назовем некоторые из них, как мне кажется, главные (подробно см. Хагуров Т.А. Массовая культура в обществе потребления. //Вестник РУДН, серия Социология, 2007, № 1 (11). С.85):
- некритичность и несамостоятельность мышления вследствие «информатизированности» сознания, снижение интеллектуальных способностей;
- инфантилизация психики, подавление волевого начала в пользу эмоционального, ослабление способности к самоограничению и самоконтролю, вызывающее пассивность личности и зависимость от различных внешних стимуляторов и раздражителей, эгоизм как доминантная психологическая установка;
- фрагментарный характер мировоззрения, отсутствие стойких убеждений неутилитарного характера, боязнь, игнорирование или отрицание проблемы смысла жизни;
- моральные нормы и ограничения размыты, в морали выражен гедонистический элемент, подразумевающий стремление к комфорту и наслаждениям;
- обеднение социальных связей вследствие гипертрофированного индивидуализма;
- основу образа жизни составляет потребление, выступающее в роли базовой поведенческой установки.
50 лет назад мало кто мог представить, что основной ценностью и смыслом жизни станет удовольствие, достигаемое через потребление.
A трудовая деятельность примет совершенно другой вид: меняется не только характер труда, меняется его смысл, люди готовы работать больше для возможности освободить время для всепоглощающего потребления.
Продолжение следует…
Ваше мнение может не совпадать с мнением автора.
P.S. Дождливое утро: молодой россиянин с опухшим лицом стреляет сигареты у метро, в двух шагах от него молодой афроамериканец раздает рекламные листки, зарабатывая себе таким образом на сигареты и прочие радости жизни. Это девиация или норма?
P.P.S.: ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) СПб в настоящее время находится в процессе реорганизации и прекратит свою деятельность с 01.01.2018 года.