Лидеры. Часть 2.
Мы уже упоминали о востребованности лидеров со стороны общества. В каждом обществе эта востребованность разная, ведь в каждом обществе мы имеем разные типы социальных организаций (организация - это структура, созданная людьми для достижения определенных целей), а разный тип организаций определяет и разное количество лидеров и разные стили менеджмента. Так, в исследованиях Ламмерса и Хиксона (Lammers ; Hickson,1979) было предложено разделить организации на три типа:
- Латинский тип характеризуется классической бюрократией, централизацией власти и процесса принятия решений и множеством иерархических уровней.
- Англо-саксонский тип - это нечто более или менее противоположное предыдущему типу: меньше централизации, более диффузная система власти и принятия решений, меньше иерархии и бюрократии.
- Тип стран третьего мира характеризуется большей централизацией процесса принятия решения, меньшей формализацией правил и более патерналистской или традиционно- семейной ориентацией.
Как и любая классификация, это, безусловно, упрощение. Тех, кого не устраивает подобное упрощение, мы отсылаем к более подробным исследованиям Хофстеде (Hofstede,1980-1984). Для работы же нашего уровня вполне достаточно и простой классификации Ламмерса. Рассмотрим количество лидеров в США и в России. На рис. 1 можно увидеть распределение количества лидеров в России и США. Данные статистически значимые: коэффициент Фишера равен 2.2. Статистические данные из теста Люшера. Количество американских респондентов -1234 человека. Количество русских респондентов 24074 человека. Количество лидеров в каждой культуре предположительно одинаково, а вот востребованность их зависит от степени социальной организованности. В хорошо организованном обществе избыток лидеров занят более мирным трудом и в этом нет ничего страшного, а там, где организованность общества низкая - лидеров может не хватить, и вот тогда на лидерском месте может оказаться "нужный" человек. Это плохо, прежде всего потому, что решить он ничего не способен, а вот проблем от него станет еще больше. Психологический портрет лидеров как американских, так и русских, примерно одинаков, он был приведен в предыдущей публикации. Для сравнения мы дадим психологические портреты среднего американца и среднего русского, что и будет исчерпывающим ответом на вопрос: почему в России больше лидеров?
Психологический портрет среднего американца.
- Желаемые цели или поведение, продиктованное желаемыми целями: Пассивно-созерцательная позиция. Высокая чувствительность к внешним воздействиям. Эмоциональная ранимость. Трудности социальной адаптации. Сентиментальность, мечтательность, эстетическая ориентированность.
- Реальные эмоции и поведение: Обстоятельства способствуют неустойчивости самооценки и требуют самоутверждающегося поведения. Стремление повысить свою значимость в глазах окружающих.
- Резерв, нереализованные эмоции, немотивированное поведение: Ощущение безысходности ситуации. Стремление найти выход из своего бедственного положения. Удовлетворенность физиологических потребностей.
- Проблемные зоны: Потребность в ярких впечатлениях и эмоциональных переживаниях. Неистовая увлеченность. Уверенность в себе. Стремление достичь большего. Неуемная активность.
- Типовое, часто неосознаваемое поведение: Стремление к гармонии, прозрачности и устойчивости ситуации и отношений.
Психологический портрет среднего русского
- Желаемые цели или поведение, продиктованное желаемыми целями: Потребность в эмоциональной вовлеченности и социальной сопричастности, стремление к общению, оптимистичность и желание нравиться окружающим усиливаются высокой мотивацией достижения, потребностью в обладании материальными благами, стремлением к доминированию, склонностью к риску.
- Реальные эмоции и поведение:Переживание чувства обиды из-за несправедливого отношения к себе. Недоверчивость, с одной стороны, и стремление улучшить впечатление о себе, с другой стороны. Чувствительность к критике. Богатая фантазия, изобретательность.
- Резерв, нереализованные эмоции, немотивированное поведение: Чрезмерная застенчивость. Пассивность в общении. Чувственная скованность, эмоциональная ригидность. Отсутствие эмоциональной привязанности.
- Проблемные зоны: Потребность в ярких впечатлениях и эмоциональных переживаниях. Неистовая увлеченность. Уверенность в себе. Стремление достичь большего. Неуемная активность.
- Типовое, часто неосознаваемое поведение: Единственным выходом для себя человек считает опрометчивые действия и поступки.
Мы работаем в основном с личными проблемами и нам бы хотелось обратить ваше внимание на графу "Резерв, нереализованные эмоции, немотивированное поведение". По нашим наблюдениям, перечисленные там факторы действительно являются причиной большинства проблем наших российских клиентов. В качестве наглядного примера просто пройдите "Полный тест Люшера". Наверное, правильным было бы объединить эмоциональную ригидность и отсутствие эмоциональной привязанности в более общий фактор:неспособность к эмоциональной привязанности, причина которая определяется не столько спецификой нашей культуры, сколько в ее низким уровнем. Эмпатичность мешает лидерским качествам и в той культуре, где эмпатичность уже стала доминантой поведения, лидеров будет меньше. Кроме того эмпатичность связана еще и с уровнем IQ. Высокие уровни IQ мешают лидеру быстро принимать решение, но это уже тема нашего следующего разговора.