«Секретарь-референт»

Наименование профессии секретарь-референт
Доминирующий способ мышления

адаптация — анализ

 

Область базовых знаний № 1 и их уровень

делопроизводство и архивоведение, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний № 2 и их уровень канцелярская работа с использованием оргтехники,
уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область

социальная (общественная) сфера

 

Межличностное взаимодействие

частое по типу «лицом к лицу»

 

Доминирующий интерес

конвенциональный

 

Дополнительный интерес

социальный

 

Условия работы в помещении, сидячий

 

Доминирующие виды деятельности:

  • выполнение технических функций по обеспечению и обслуживанию работы руководителя организации или ее подразделений;
  • получение для руководителя сведений от работников подразделений, вызов их по его поручениям, организация приема посетителей;
  • организация телефонных переговоров руководителя;
  • оформление деловой переписки руководителя, сортировка корреспонденции;
  • осуществление работы по подготовке заседаний или совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания и их регистрация);
  • печать по указанию руководителя различных материалов, документации и отправление их по адресатам с использованием оргтехники;
  • стенографирование текстов подготавливаемой руководителем документации, протоколов заседаний с последующей их расшифровкой и печатанием на компьютере;
  • составление по просьбе руководителя различных докладов, писем, документов;
  • формирование дел в соответствии с утвержденными правилами, обеспечение их сохранности и в установленные сроки сдача в архив;
  • обеспечение руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники, создание условий, способствующих эффективной работе руководителя.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • высокая помехоустойчивость (способность эффективно работать на фоне помех);
  • высокий уровень развития устойчивости, распределения и переключения внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете или действии, удерживать в поле зрения несколько предметов или совершать одновременно несколько действий, быстро переключать свое внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой);
  • хорошее развитие мелкой моторики рук (способность быстро и четко выполнять движения с помощью пальцев рук);
  • умение четко и ясно говорить, правильно строить фразы и произносить слова, умение лаконично (кратко) выражать свои мысли;
  • высокий уровень развития зрительного восприятия текста (быстрота восприятия);
  • развитие мнемических способностей (хорошо развитая кратковременная и долговременная память, способность к механическому и осмысленному запоминанию информации, развитие слуховой и зрительной памяти);
  • развитие двигательной памяти (способность запоминать движения для каждого пальца обеих рук);
  • способность быстро действовать;
  • умение хорошо разбирать рукописный текст.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • эмоциональная устойчивость;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • доброжелательность, тактичность;
  • настойчивость и твердость;
  • коммуникабельность (общительность);
  • способность планировать свою работу;
  • склонность к работе с документами.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неспособность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • неспособность работать в подчинении, сильно выраженная склонность к лидерству, руководству;
  • медлительность, нерасторопность;
  • неумение планировать свою работу;
  • низкий уровень развития всех видов и типов памяти.

 

Области применения профессиональных знаний:

  • фирмы, организации, предприятия любого профиля (приемные руководителей, директоров).

 

История профессии

С возникновением письменности в древности появилась небольшая группа грамотных людей, занимающихся переписыванием различных текстов. Такие писцовые копии на Руси известны еще с XI века. В XIX веке
в многочисленных департаментах России над переписыванием огромного числа бумаг и документов трудились чиновники — титулярные советники. С развитием технического прогресса все больше ощущалась
необходимость в создании высокопроизводительных печатных машин. Первая промышленная модель пишущей машины была изобретена в США в 1867 году Н. Шолсом, С. Суле, К. Тлидденом.

В настоящее время на смену ей пришел персональный компьютер.

Несомненно, работа по печатанию различных документов стала значительно легче. Но тем не менее деятельность секретарей-референтов не сводится только лишь к механическому набиванию текстов.

Помимо этого они должны обладать еще многими умениями. По сути, секретарь-референт — это «правая рука» руководителя.

 

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (конвенциональный и социальный):

  • бухгалтер;
  • кассир;
  • судебный исполнитель;
  • экспедитор;
  • нотариус;
  • страховой агент;
  • суфлер.