Наименование профессии | психолог |
Доминирующий способ мышления |
адаптация — формализация
|
Область базовых знаний № 1 | общественные или естественные |
и их уровень |
науки (зависит от специальности),
|
Область базовых знаний № 2 | педагогика и психология, |
и их уровень |
уровень 2, средний (практическое
|
Профессиональная область |
психология
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу «рядом»
|
Доминирующий интерес |
социальный
|
Дополнительный интерес |
исследовательский
|
Условия работы | в помещении, сидячий |
Доминирующие виды деятельности:
- исследование развития психики и закономерностей психических процессов;
- изучение общих закономерностей развития детей разного возраста и построение программ обучения;
- изучение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека;
- изучение поведения людей в малых и больших группах;
- изучение вопросов, связанных с творческой деятельностью людей, особенностями восприятия;
- изучение деятельности человека, особенностей его труда;
- изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях;
- исследовательско-аналитическая работа (работа с получаемой информацией, адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики);
- информирование клиента о том, что с ним происходит;
- психологическое консультирование, направленное на оказание помощи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций;
- организация групповых мероприятий, ведение тренингов, семинаров, чтение лекций;
- профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека, а также укрепление и формирование необходимых психологических качеств личности;
- профессиональный отбор и подбор кадров;
- осуществление психологического сопровождения карьеры;
- изучение особенностей судебного процесса, мотивов поведения преступника, разработка мер профилактики преступности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
- высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
- хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;
- высокий уровень развития образного мышления;
- развитие логического мышления;
- хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
- коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
- умение слушать;
- вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
- ораторские способности (грамотное выражение мысли);
- способность к самоконтролю. Личностные качества, интересы и склонности:
-
высокая степень личной ответственности;
-
терпимость, безоценочное отношение к людям;
-
интерес и уважение к другому человеку;
-
стремление к самопознанию, саморазвитию;
-
оригинальность, находчивость, разносторонность;
-
любознательность и обучаемость;
-
тактичность, воспитанность;
-
склонность к сопереживанию;
-
инициативность;
-
целеустремленность, настойчивость;
-
интуиция, умение прогнозировать события;
-
находчивость;
-
умение хранить тайну;
-
творческое начало;
-
эрудированность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- психическая и эмоциональная неуравновешенность;
- агрессивность;
- замкнутость;
- нерешительность;
- отсутствие склонности к работе с людьми;
- неумение понять позицию другого человека;
- ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
- низкий интеллектуальный уровень развития.
Области применения профессиональных знаний:
- социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга);
- образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);
- учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);
- медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры);
- психотерапевтические, психологические консультативные службы;
- предприятия, фирмы;
- правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел);
- работа на телефоне доверия;
- работа в МЧС, службах спасения;
- военные организации.
История профессии
С древнейших времен людей интересовал внутренний мир человека. Сам термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» — душа и «logos» — наука. Проблемой души интересовались философы древности — Платон и Аристотель. В дальнейшем в связи с развитием науки и техники психология стала приобретать все большее значение в обществе. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году. Появляются психологические лаборатории в Европе,
России.
С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальт-психология и многие-многие другие.
В России существенный вклад в развитие психологии как науки внесли отечественные физиологи И. П. Павлов, И. М. Сеченов, психологи А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и многие другие.
В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский):
- медсестра;
- священнослужитель;
- логопед;
- библиотекарь;
- стоматолог;
- психиатр;
- фельдшер.