«Продавец»

Наименование профессии продавец
Доминирующий способ мышления

приложение — процедура

 

Область базовых знаний № 1 и их уровень товароведение и организация торговли, экономика торговли, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень техника торговли,психология торговли, эстетика торговли,
арифметика, бухгалтерский учет в торговле, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область

сфера обслуживания

 

Межличностное взаимодействие

частое по типу «напротив»

 

Доминирующий интерес

предпринимательский

 

Дополнительный интерес

социальный

 

Условия работы в помещении/на улице, подвижный

 

Доминирующие виды деятельности:

  • проверка наличия товара в отделе до начала рабочего дня;
  • подготовка товара к продаже (расположение, оформление продукции, расположение ценников);
  • подготовка в подсобном помещении тележек и контейнеров с товаром для предотвращения перебоя в торговле;
  • предложение товара и обслуживание покупателей;
  • ознакомление покупателя с ассортиментом и помощь в выборе покупки;
  • информирование покупателей о назначении, свойствах и качестве товара;
  • предоставление покупателю кратких сведений о технологии производства товара;
  • информирование покупателей о ценах, выписка чеков и подсчет стоимости товара;
  • выдача товаров по оплаченным чекам или непосредственный прием денег за товар, обмен товара (при предъявлении чека);
  • поддержание чистоты и порядка на витрине, рабочем месте в течение рабочего дня и оформление оконных и внутримагазинных витрин;
  • изучение спроса покупателей и получение товара со склада, базы.
    Продавец непродовольственных товаров:
  • проверка и демонстрация действия товара (электроприборов, музыкальных инструментов, часов, игрушек и т.д.);
  • информирование покупателей о моде текущего сезона;
  • оформление гарантийных паспортов на товар;
  • подбор, примерка, отрез, комплектация товара и помощь в определении размера изделий.

Продавец продовольственных товаров:

  • взвешивание, упаковка и отпуск товара;
  • информирование покупателей об особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности продаваемых изделий;
  • работа с оборудованием (весы, холодильники, режущие машины и аппараты).

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • грамотная, краткая, выразительная, понятная речь;
  • оперативность;
  • хорошая память;
  • развитое обоняние/тактильная чувствительность/зрительная чувствительность (в зависимости от специфики отдела или магазина);
  • хороший глазомер;
  • развитое воображение;
  • большой объем, концентрация, распределение и переключение внимания;
  • выдержка;
  • артистичность.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • общительность;
  • самоконтроль (умение управлять собой — эмоциями, поступками, поведением);
  • терпение;
  • выдержка;
  • снисходительность;
  • ровное и спокойное отношение к людям;
  • эмоциональная устойчивость;
  • оперативность;
  • расторопность;
  • внимательность;
  • ответственность;
  • честность;
  • доброжелательность;
  • наблюдательность;
  • умение убеждать.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • лохая память;
  • нечеткая речь (заикание и т.д.);
  • медлительность;
  • нерасторопность;
  • грубость.

 

Области применения профессиональных знаний:

  • магазины (продовольственные, непродовольственные);
  • специализированные магазины (спортивные, хозяйственные и т. д.);
  • универмаги;
  • супермаркеты;
  • салоны-магазины;
  • торгово-оптовые склады;
  • рынки;
  • торговые ряды;
  • торговые точки.

 

История профессии

Торговое ремесло — одно из древнейших занятий человека. Оно появилось тогда, когда были придуманы первые деньги, и людям необходимо было обменять товар на товар или товар на деньги. Однако слово «продавец» пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Другой видной фигурой в русской торговле после купца был прасол — скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам. Наряду с прасолами на российском рынке действовала многочисленная группа мелких торговцев (офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников), занимающихся развозом промышленных изделий.

Историю развития торговли легко проследить по дошедшим до нас архитектурным памятникам — гостиным дворам (например, в Москве на Варварке). Другой вид торговых зданий — торговые ряды. Особенно шумно и многолюдно было в торговых рядах во время ярмарок. Мало кто не слышал о Нижегородской, Сорочинской, Харьковской ярмарках.

В 1575-1610 годах в России вышла первая «Торговая книга», содержащая сведения товароведческого характера. Товароведение как наука возникла в XVIII веке, когда немецкий ученый Карл Гюнтер Людовици предложил заняться особой наукой — «товарознанием», указав на необходимость систематизации товаров, на учет и отчетность в торговле.
В 1810 году была создана первая в России московская практическая академия коммерческих наук. В 1962 году в Лейпциге были приняты общие принципы классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции.

 

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):

  • юрист;
  • судья;
  • социальный служащий;
  • страховой агент;
  • медсестра;
  • переводчик.