Наименование профессии | музыкальный редактор |
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Область базовых знаний № 1 и их уровень | основы искусствоведения, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2и их уровень | музыка, аранжировка, основы эстрадного искусства, английский язык, владение компьютером, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
музыка
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу «напротив»
|
Доминирующий интерес |
артистический
|
Дополнительный интерес |
предпринимательский
|
Условия работы | в помещении, сидячий |
Доминирующие виды деятельности:
- работа на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах: прослушивание новых музыкальных поступлений;
- составление плей-листов (play-list) и общего списка песен радиостанции, музыкальной передачи, канала;
- выбор песен для эфира;
- коррекция списка песен (снятие старых композиций, добавление новых);
- определение категории песен (частота их появления в эфире);
- выстраивание музыкального эфира соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, музыкальной передачи, канала;
- составление отчетов для Российского авторского общества об использованных песнях на радиостанции, музыкальном канале, в музыкальной передаче;
- принятие участия в составлении музыкальных сборников радиостанции;
- организация концертов, выступлений артистов на радиостанции, музыкальной передаче, канале;
- поиск новых музыкальных произведений;
- поиск новых форм подготовки программы;
- составление музыкальных рейтингов песен;
- создание базы данных музыкальных произведений и исполнителей;
- работа в концертных залах, театрах;
- поиск заказчика (артиста);
- подготовка программы совместно с артистом, режиссером;
- проведение программы;
- изучение репертуара артиста;
- работа с репертуаром;
- работа с материалами артиста;
- участие в оформлении программы;
- проведение репетиции совместно с режиссером.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- хорошая память (в т. ч. музыкальная);
- музыкальный вкус;
- музыкальный слух;
- четкая дикция;
- грамотная речь;
- коммуникативные навыки;
- высокий уровень переключения, распределения и объема внимания;
- организаторские способности;
- тонкое музыкальное чутье;
- креативность, творческость;
- способность не переносить собственные музыкальные вкусы на аудиторию.
Личные качества, интересы и склонности:
- эрудированность;
- находчивость;
- энергичность;
- общительность;
- коммуникабельность;
- заинтересованность;
- интерес ко всему новому;
- стремление к саморазвитию;
- терпеливость;
- оригинальность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти);
- пассивность;
- агрессивность;
- замкнутость;
- нечеткая дикция;
- безграмотная речь;
- отсутствие коммуникативных и организаторских способностей;
- безынициативность.
Области применения профессиональных знаний:
- радио;
- телевидение;
- концертные залы;
- театры;
- музыкальные учебные учреждения.
История профессии
Музыка — «вид искусства, воспроизводящий окружающую нас действительность в звуковых художественных образах» (Советский энциклопедический словарь, М., 1983).
Об «изобретении» музыки было сложено много легенд. Например, древние греки считали музыку великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки. Древнегреческий миф о певце Орфее рассказывает, что даже дикие звери приходили слушать его голос и мирно лежали у ног певца. А в русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, искусство которого покорило морскую стихию. Музыка играла важную роль в жизни людей еще на заре человеческого общества. Люди всегда сопровождали свою деятельность музыкой (отсюда пошли колыбельные, военные, трудовые песни, погребальные плачи). Древнейшая музыка не отличалась благозвучием. В ней было много звукоподражания: в своих песнях древние люди пытались передать звуки окружающего мира. Постепенно люди научились отбирать нз огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их отличие по высоте, их соотношение, связь. Чем дальше развивалось музыкальное сознание человека, тем больше он находил вокруг себя источников музыки (натянутая тетива, дуплистое дерево и т.д.). Так возникли древнейшие музыкальные инструменты — предки современных флейты, арфы, барабана. Ученые относят их изобретение к очень отдаленному периоду каменного века.
«Музыкальные программы» существуют с давнего времени. Народные певцы (трубадуры, миннезингеры), ходившие по городам и селам, имели свою «концертную программу». Правда, составляли они ее сами. Для
высокопоставленных лиц (королей, царей) музыкальные программы составлялись специальными придворными. В театрах XVIII-XIXвеков, составлением музыкальных программ занимался, как правило, сам директор театра.
Профессия же «музыкальный редактор» как таковая появилась с развитием радио и телевидения.
В советские времена музыкальный редактор занимался не только отслеживанием музыкального содержания программы, но и идеологической стороной произведений.
Профессия «музыкальный редактор» в России в сегодняшнем ее понимании стала реальностью только в 90-х годах XX века с появлением первой музыкальной радиостанции («Европа-плюс») и первого музыкального канала («2x2»).
Сегодня эта профессия пользуется большой популярностью.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (артистический и предпринимательский):
- ♦ фотожурналист;
- ♦ аранжировщик;
- ♦ скульптор;
- модельер одежды;
- сценарист;
- дизайнер.