«Машинист локомотива»

Наименование профессии машинист локомотива
Доминирующий способ мышления

приложение — регуляция

 

Область базовых знаний № 1 и их уровень физика (пневматика, теплои электротехника, механика),
уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные
особенности тепло- или электровоза, его агрегатов
и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний,
(практическое использование знаний)
Область базовых знаний № 3 и их уровень навыки вождения железнодорожных составов,
уровень 1, низкий (опытные знания, навыки)
Профессиональная область

транспорт

 

Межличностное взаимодействие

редкое

 

Доминирующий интерес

реалистический

 

Дополнительный интерес конвенциональный

 

Доминирующие виды деятельности:

управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);

маневровые передвижения;

прием и контрольно-технический осмотр локомотива;

обеспечение рационального режима управления локомотивом;

обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;

контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;

обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;

выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;

контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;

информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;

контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;

принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;

руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;

своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;

выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);
  • быстрота реакции;
  • скорость и точность движений;
  • хорошая координация движений;
  • эмоциональная устойчивость (умение «трезво» мыслить в критических ситуациях);
  • психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ров ного гудения приборов длительное время);
  • высокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости внимания;
  • острое зрение;
  • навыки зрительного восприятия в процессе движения;
  • точный глазомер;
  • хороший слух (навыки различения сигналов);
  • оперативность мышления.

 

Личностные качества, интересы и склонности:

  • сообразительность;                                    
  • осторожность;
  • наблюдательность;                                    
  • осмотрительность;
  • бдительность                                                
  • решительность;
  • выдержка;                                                      
  • дисциплинированность;
  • организованность;                                      
  • самообладание;
  • ответственность.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность;
  • безответственность;
  • плохое зрение;
  • плохие показатели быстроты реакции;
  • нерешительность;
  • сердечные заболевания;
  • злоупотребление спиртными напитками.

 

Области применения профессиональных знаний:

  • железные дороги общей сети;
  • рудники;
  • промышленные предприятия (внутризаводские пути);
  • шахты.

 

История профессии

Железная дорога — комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов.

Локомотив — от латинских слов «locus» место и «moteo» — тяну, т.е. дословно «двигающий по месту», по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном.

Профессия «машинист» не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог. Хотя прообраз железной дороги появился в древности. Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи,
по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы («колесопроводы») для передвижения 
различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительницах

железных дорог была конной или человеческой.

В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал «паровую машину», а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию
будущего двигателя для железных дорог.

Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии «машинист».

В 1834 году на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостные отец и сын Черепановы построили «сухопутный пароход» — первый в России паровоз, который двигался со скоростью 15 км/ч. Они же соорудили первую в России заводскую железную дорогу. Первая в России железная дорога общего пользования протяженностью 27 км была построена в 1837 году между Петербургом и Царским Селом. Она служила для деловых и увеселительных поездок царя и не имела большого экономического значения. В 1851 году в России строится первая в мире двухнолосная железная дорога. Первые опыты по применению электрической тяги провел в 1876 году инженер Пироцкий. С этого времени начинается бурное развитие железнодорожного
транспорта.

На сегодняшний день общая протяженность железных дорог мира около 2 млн километров.

 

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и конвенциональный):

  • чертежник;
  • библиотекарь;
  • реставратор мебели;
  • звукооператор;
  • монтажник.