Наименование профессии | историк |
Доминирующий способ мышления |
приложение — регуляция
|
Область базовых знаний № 1 и их уровень | гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень | гуманитарные науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
история
|
Межличностное взаимодействие |
редкое
|
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
конвенциональный
|
Условия работы | в помещении, сидячий |
Доминирующие виды деятельности:
- изучение основных исторических событий жизни человечества;
- изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
- изучение закономерностей развития общества;
- установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
- сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
- исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
- оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
- постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
- разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
- участие в археологических раскопках.
Качества, обеспечивающие успешность освоения профессиональной деятельности:
Способности:
- высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
гибкость и самостоятельность мышления; - хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
- высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени);
- способность воспринимать большое количество информации;
- способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).
Личностные качества, интересы и склонности:
- наблюдательность;
- аккуратность;
- внимательность;
- настойчивость;
- терпеливость, усидчивость;
- любознательность;
- эрудированность, широкий кругозор.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность, рассеянность;
- неорганизованность;
- неспособность сопоставлять и анализировать факты;
- ограниченность кругозора;
- отсутствие склонности к работе с документами;
- отсутствие целеустремленности.
Области применения профессиональных знаний:
- научно-исследовательские институты;
- государственные архивы;
- библиотеки;
- музеи;
- образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).
История профессии
Во все времена, начиная с древнейших, люди стремились запечатлеть основные периоды и события своей жизни. До появления письменности история племен, народов передавалась от поколения к поколению
в форме устных преданий. Немногие письменные источники дошли до нас из времен Античности (сочинения Геродота, Тацита). Хроники и записки ученых-монахов Средневековья тоже помогают восстановить ход исторических событий того времени.
Большую роль в воссоздании исторической картины прошлого нашей страны играют летописи. В конце X века был создан первый летописный свод. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI века. В начале XII столетия в Киево-Печорском монастыре монахом Нестором создается «Повесть временных лет», где наиболее полно отражается картина русской истории.
Большой вклад в развитие исторической науки нашего Отечества внесли историки XVIII века В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, М. В. Ломоносов, корифеи XIX века С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов и др.
«Не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно», — писал Н. Г. Чернышевский.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и конвенциональный):
- инженер;
- ревизор;
- чертежник;
- микробиолог;
- программист;
- химик;
- токсиэколог;
- конструктор.