Наименование профессии | искусствовед |
Доминирующий способ мышления |
адаптация — анализ
|
Область базовых знаний № 1 и их уровень | история и теория искусств, принципы восприятия художественного произведения, полиграфия, архитектура, художественная критика, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний № 2 и их уровень | основы издательского дела, основы консервации и реставрации картин, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
искусство
|
Межличностное азаимодействие |
частое по типу «напротив»
|
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
артистический
|
Условия работы | в помещении, подвижный/сидячий |
Доминирующие виды деятельности:
Теоретик искусства:
- исследование теоретических проблем изобразительного искусства;
- исследование теоретических проблем архитектуры;
- исследование закономерностей развития искусства, его отношение к действительности;
- исследование взаимосвязи искусства с обществом;
- изучение вопросов идейного содержания, художественной формы;
- изучение специфики видов и жанров искусства.
Историк искусства:
- изучение коллекции того или иного собрания;
- систематизация произведений отдельных мастеров, различных школ и направлений;
- обеспечение сохранности экспонатов музея;
- предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы;
- установка авторства спорной работы, подлинности вещи, ее стоимости;
- открытие новых имен творцов;
- участие в изыскательных экспедициях;
- проведение экскурсий, лекций, факультативов;
- издание научных и научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые выпускаются художественными музеями и галереями;
- художественная критика: всестороннее изучение и научный анализ злободневной проблемы, объективная оценка, суждение, составление статей, рецензий;
- организация экспозиции (подбор экспонатов, развеска);
- составление картотек экспонатов музеев.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- тонкий художественный вкус;
- развитое интуитивное мышление;
- наглядно-образное мышление;
- сенсорная память («память чувств»);
- открытость всему новому (постоянно быть «в курсе событий»);
- объективность;
- беспристрастность;
- высокий уровень концентрации внимания;
- умение заинтересовать.
Личностные качества, интересы и склонности:
- аккуратность;
- тактичность;
- коммуникабельность;
- терпение;
- стремление к саморазвитию.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие художественного вкуса;
- ригидность мышления (неспособность воспринять новое);
- невнимательность;
- рассеянность;
- плохая память.
Области применения профессиональных знаний:
- музеи;
- галереи;
- выставки;
- издательства;
- экскурсионные бюро;
- антикварное дело;
- издательства (редактор);
- художественная критика;
- преподавание;
- научные исследования.
История профессии
Искусствоведение (искусствознание) — комплекс общественных наук, изучающих искусство — художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.
Искусствоведение — очень древняя наука. Первоначально элементы искусствоведения входили в религиозные, философские и другие учения и носили характер рекомендаций и отдельных сведений.
Первые известные нам фрагменты учения об искусстве были записаны в Древней Греции (Аристотель, Платон, трактаты Поликлета — V век до н. э.). Затем учение об искусстве получает свое бурное развитие в Древнем Риме (Цицерон — I век до н.э.). С начала н.э. наиболее ценный и универсальный характер носили художественные трактаты в странах Азии (например трактат «Читрапакшана» — I век н.э.). В средние века в Европе теория искусства являлась неотделимой частью теологических мировоззрений (Августин — IV-V века, Фома Аквинский — XIII век).
Важнейшим этапом в становлении искусствоведения, а, следовательно, и профессии «искусствовед», стала эпоха Возрождения. Появляется большое количество людей, развивающих теорию искусства (например, Ченнино Ченнини — XIV веке, Леонардо да Винчи и др.). В XVIII веке искусствоведение начинает выделяться как самостоятельная наука.
Именно в это время и появляются первые профессиональные специалисты-искусствоведы.
В России искусствоведение получает свое особое развитие во второй половине XIX — начале XX века. Наиболее известными отечественными искусствоведами можно назвать Д. Ровинского, Н. Г. Собко и др.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и артистический):
- экономист;
- фельдшер;
- реставратор;
- музыкант-исполнитель;
- художник;
- реставратор по керамике;
- техник-телевизионщик.