«Искусствовед»

Наименование профессии искусствовед
Доминирующий способ мышления

адаптация — анализ

 

Область базовых знаний № 1 и их уровень история и теория искусств, принципы восприятия
художественного произведения, полиграфия, архитектура,
художественная критика, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень основы издательского дела, основы консервации
и реставрации картин, уровень 2, средний (практическое
использование знаний)
Профессиональная область

искусство

 

Межличностное азаимодействие

частое по типу «напротив»

 

Доминирующий интерес

исследовательский

 

Дополнительный интерес

артистический

 

Условия работы в помещении, подвижный/сидячий

 

Доминирующие виды деятельности:

Теоретик искусства:

  • исследование теоретических проблем изобразительного искусства;
  • исследование теоретических проблем архитектуры;
  • исследование закономерностей развития искусства, его отношение к действительности;
  • исследование взаимосвязи искусства с обществом;
  • изучение вопросов идейного содержания, художественной формы;
  • изучение специфики видов и жанров искусства.

Историк искусства:

  • изучение коллекции того или иного собрания;
  • систематизация произведений отдельных мастеров, различных школ и направлений;
  • обеспечение сохранности экспонатов музея;
  • предоставление заключения о необходимости реставрации той или иной работы;
  • установка авторства спорной работы, подлинности вещи, ее стоимости;
  • открытие новых имен творцов;
  • участие в изыскательных экспедициях;
  • проведение экскурсий, лекций, факультативов;
  • издание научных и научно-популярных брошюр, сборников, путеводителей, которые выпускаются художественными музеями и галереями;
  • художественная критика: всестороннее изучение и научный анализ злободневной проблемы, объективная оценка, суждение, составление статей, рецензий;
  • организация экспозиции (подбор экспонатов, развеска);
  • составление картотек экспонатов музеев.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • тонкий художественный вкус;                  
  • развитое интуитивное мышление;                                                              
  • наглядно-образное мышление;                 
  • сенсорная память («память чувств»);                                                      
  •  открытость всему новому (постоянно быть «в курсе событий»);
  • объективность;
  •  беспристрастность;
  •  высокий уровень концентрации внимания;
  •  умение заинтересовать.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • аккуратность;                                            
  • тактичность;
  • коммуникабельность;  
  • терпение;                           
  • стремление к саморазвитию.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие художественного вкуса;
  • ригидность мышления (неспособность воспринять новое);
  • невнимательность;
  • рассеянность;
  • плохая память.

 

Области применения профессиональных знаний:

  • музеи;
  • галереи;
  • выставки;
  • издательства;
  • экскурсионные бюро;
  • антикварное дело;
  • издательства (редактор);
  • художественная критика;
  • преподавание;
  • научные исследования.

 

История профессии

Искусствоведение (искусствознание) — комплекс общественных наук, изучающих искусство — художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.

Искусствоведение — очень древняя наука. Первоначально элементы искусствоведения входили в религиозные, философские и другие учения и носили характер рекомендаций и отдельных сведений.

Первые известные нам фрагменты учения об искусстве были записаны в Древней Греции (Аристотель, Платон, трактаты Поликлета — V век до н. э.). Затем учение об искусстве получает свое бурное развитие в Древнем Риме (Цицерон — I век до н.э.). С начала н.э. наиболее ценный и универсальный характер носили художественные трактаты в странах Азии (например трактат «Читрапакшана» — I век н.э.). В средние века в Европе теория искусства являлась неотделимой частью теологических мировоззрений (Августин — IV-V века, Фома Аквинский — XIII век).

Важнейшим этапом в становлении искусствоведения, а, следовательно, и профессии «искусствовед», стала эпоха Возрождения. Появляется большое количество людей, развивающих теорию искусства (например, Ченнино Ченнини — XIV веке, Леонардо да Винчи и др.). В XVIII веке искусствоведение начинает выделяться как самостоятельная наука.

Именно в это время и появляются первые профессиональные специалисты-искусствоведы.

В России искусствоведение получает свое особое развитие во второй половине XIX — начале XX века. Наиболее известными отечественными искусствоведами можно назвать Д. Ровинского, Н. Г. Собко и др.

 

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и артистический):

  • экономист;
  • фельдшер;
  • реставратор;
  • музыкант-исполнитель;
  • художник;
  • реставратор по керамике;
  • техник-телевизионщик.