Наименование профессии | журналист |
Доминирующий способ мышления |
адаптация — формализация
|
Область базовых знаний № 1 и их уровень | гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2и их уровень | филология, иностранные языки, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область | литературно-художественная деятельность |
Межличностное взаимодействие |
частое по типу «рядом»
|
Доминирующий интерес |
артистический
|
Дополнительный интерес |
социальный
|
Условия работы | вне помещения, мобильный |
Доминирующие виды деятельности:
- работа в средствах массовой информации;
- информирование людей достоверными фактами;
- сбор информации (взятие интервью, работа с документами, архивами), ее обработка;
- анализ фактов и ситуаций, оценка текущих событий;
- поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации;
- подготовка материалов для публикации;
- литературная обработка материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- литературные способности;
- навыки общения и взаимодействия с людьми (установление контакта);
- умение слушать и слышать собеседника;
- способность грамотно и четко задавать вопросы, хорошие вербальные способности;
- высокий уровень развития памяти (способность запоминать факты, изложенные собеседником);
- умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение;
- творческое мышление;
- умение излагать доступным языком полученную информацию;
- высокий уровень физической и психической выносливости (работа в горячих точках, в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях).
Личностные качества, интересы и склонности:
- объективность;
- эрудированность;
- самоконтроль и уравновешенность;
- терпимость, безоценочное отношение к людям;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию,
саморазвитию; - оригинальность, находчивость, разносторонность;
- любознательность;
- тактичность;
- вежливость.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- ригидность (неумение изменить свое поведение и способы решения проблемных ситуаций в зависимости от изменения условий окружающей среды);
- некоммуникабельность;
- замкнутость;
- неумение излагать свои мысли на бумаге, корыстность;
- нечестность в изложении информации.
Области применения профессиональных знаний:
- средства массовой информации (еженедельники, газеты, журналы, телевидение, радио);
- пресс-центры;
- образовательные учреждения (вузы — факультеты журналистики).
История профессии
Первые регулярные периодические издания в России и на Западе в XVII веке не имели строгого подразделения на журналы и газеты.
Один из номеров первопечатной газеты в России, выпущенной по указу Петра I 27 декабря 1702 года, именовался «Юрнал, или подённая роспись...» С января 1703 года начали регулярно выходить «Ведомости»
Петра I — первая печатная газета. Первый русский журнал — «Ежемесячные сочинения, пользе и увеселению служащие» — выпускался Академией наук с 1755 года.
В России профессия журналиста приобрела большое значение в первой половине XIX века в связи с развитием периодической печати, особенно журналов.
В настоящее время профессия журналиста играет большую роль в формировании политического, экономического, культурного мировоззрения общества, а также является основным источником информации для всего населения нашей планеты.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (артистический и социальный):
- драматург;
- композитор;
- дизайнер;
- художник;
- учитель;
- кулинар;
- критик;
- актер;
- архивариус;
- иллюстратор.