Наименование профессии | дефектолог |
Доминирующий способ мышления |
адаптация — анализ
|
Область базовых знаний № 1 и их уровень | медицина, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний № 2 и их уровень | педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
педагогика
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу «рядом»
|
Доминирующий интерес |
социальный
|
Дополнительный интерес |
исследовательский
|
Условия работы | в помещении, сидячий |
Доминирующие виды деятельности:
воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых детей, сурдопедагогика — работа с глухими и слабослышащими детьми, тифлопедагогика — работа со слепыми и слабовидящими детьми, логопедия — постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков;
работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;
отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;
диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей;
составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;
организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;
адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе;
разработка различных программ адаптации детей с отклонениями;
подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
- навыки общения и взаимодействия с людьми;
- ораторские способности;
- хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
- хорошее владение артикуляцией (способность правильно показать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
- хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
- высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
- логическое мышление;
- высокий уровень развития творческого мышления.
Личностные качества, интересы и склонности:
- умение слушать и понимать других людей;
- тактичность;
- доброжелательность, этичность;
- бескорыстность;
- чуткость;
- терпимость к недостаткам людей;
- внимательность;
- отзывчивость;
- креативность (творческое начало).
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
- необщительность;
- отсутствие склонности к работе с детьми;
- эмоциональная неуравновешенность;
- агрессивность;
- ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).
Области применения профессиональных знаний:
- поликлиники;
- детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы, интернаты);
- специализированные детские сады для детей с недостатками развития;
- специальные школы для детей с различными нарушениями;
- частная практика.
История профессии
Понятие «дефект» произошло от латинского слова defectus, что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово «дефектология» содержит в себе две части («дефект» и «логия») — это педагогическая наука,
изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику и тифлопедагогику.
Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина, педагогика и психология. Среди известных психологов, посвятивших часть своей деятельности данной проблеме, можно назвать Л. С. Выготского, Г. Е. Сухареву, В. В. Лебединского. Особенностями развития, обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься еще в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации — восстановления или замещения нарушенной у ребенка функции.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский):
- священнослужитель;
- библиотекарь;
- стоматолог;
- психолог;
- врач-кардиолог;
- фельдшер;
- медсестра.