«Дефектолог»

Наименование профессии дефектолог
Доминирующий способ мышления

адаптация — анализ

 

Область базовых знаний № 1 и их уровень медицина, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое
использование знаний)
Профессиональная область

педагогика

 

Межличностное взаимодействие

частое по типу «рядом»

 

Доминирующий интерес

социальный

 

Дополнительный интерес

исследовательский

 

Условия работы в помещении, сидячий

 

Доминирующие виды деятельности:

воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых детей, сурдопедагогика — работа с глухими и слабослышащими детьми, тифлопедагогика — работа со слепыми и слабовидящими детьми, логопедия — постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков;

работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;

отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;

диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей;

составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;

организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;

адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе;

разработка различных программ адаптации детей с отклонениями;

подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
  • навыки общения и взаимодействия с людьми; 
  • ораторские способности;
  • хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
  • хорошее владение артикуляцией (способность правильно показать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
  • хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
  • высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
  • логическое мышление;
  • высокий уровень развития творческого мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • умение слушать и понимать других людей;
  • тактичность;
  • доброжелательность, этичность;
  • бескорыстность;
  • чуткость;
  • терпимость к недостаткам людей;
  • внимательность;
  • отзывчивость;
  • креативность (творческое начало).

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
  • необщительность;
  • отсутствие склонности к работе с детьми;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • агрессивность;
  • ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).

 

Области применения профессиональных знаний:

  • поликлиники;
  • детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы, интернаты);
  • специализированные детские сады для детей с недостатками развития;
  • специальные школы для детей с различными нарушениями;
  • частная практика.

 

История профессии

Понятие «дефект» произошло от латинского слова defectus, что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово «дефектология» содержит в себе две части («дефект» и «логия») — это педагогическая наука,
изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику и тифлопедагогику.

Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина, педагогика и психология. Среди известных психологов, посвятивших часть своей деятельности данной проблеме, можно назвать Л. С. Выготского, Г. Е. Сухареву, В. В. Лебединского. Особенностями развития, обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься еще в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации — восстановления или замещения нарушенной у ребенка функции.

 

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский):

  • священнослужитель;
  • библиотекарь;
  • стоматолог;
  • психолог;
  • врач-кардиолог;
  • фельдшер;
  • медсестра.