«Геолог»

Наименование профессии геолог
Доминирующий способ мышления

адаптация — анализ

 

Область базовых знаний № 1
и их уровень
химия, ядерная физика, высшая математика, геология,
палеонтология, метаморфизм (горообразование), сейсмология, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2
и их уровень
технология геологоразведочных работ, геодезия, картография, океанология, бурение, дешифрирование (разведка месторождений при помощи аэро- и космосъемки), уровень 2, средний (практическое
использование знаний)
Профессиональная область

география, геология

 

Межличностное взаимодействие

частое по типу «вместе»

 

Доминирующий интерес

исследовательский

 

Дополнительный интерес

реалистический

 

Условия работы вне помещения, мобильный; в помещении, сидячий

 

Доминирующие виды деятельности:

  • организация и выполнение полевых работ по сбору фактического материала о геологии изучаемого района;
  • участие в разработке геологического задания;
  • подсчет запасов полезных ископаемых;
  • составление графических материалов по геологическому строению изучаемого района работ (схемы, карты, разрезы, планы, диаграммы);
  • составление эталонных коллекций образцов горных пород и полезных ископаемых;
  • определение категории горных пород по их технологическим свойствам (буримость, крепость, разрыхляемость);
  • определение категории сложности районов работ;
  • прогнозирование движения поверхности;
  • работа со специализированной техникой и инструментами;
  • промышленная разработка месторождений;
  • установление мест заложения горных выработок и буровых скважин нефти и газа;
  • разработка планов горных работ и эксплутационной разведки;
  • изучение геологического строения месторождений;
  • промысловые и геофизические исследования скважин;
  • апробирование горных выработок;
  • осуществление геологического контроля за горно-эксплутационными и разведочными работами, состоянием разработки нефти и газа;
  • контроль за полнотой и качеством отработки месторождений, освобождением скважин;
  • учет потерь, движения разведанных и готовых к выемке полезных ископаемых;
  • проведение ремонта скважин;
  • обобщение геологического материала и результатов промысловых и геофизических исследований.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • хорошее здоровье;
  • умение глобально мыслить;
  • развитое логическое и нагляднообразное мышление;
  • математические способности;
  • аналитическое мышление;
  • хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная намять);
  • способность длительное время заниматься кропотливой работой (работа в лаборатории);
  • самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями);
  • способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях и в различной местности;
  • высокий уровень концентрации внимания; 
  • способность работать в условиях ненормированного рабочего дня.                                                                             

Личностные качества, интересы и склонности:

  • выносливость(способность работать в различных погодных условиях и непроходимой местности);
  • оперативность (быстрое реагирование и принятие решения в различных ситуациях);
  • наблюдательность;
  • ответственность;
  • упорство;
  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • эмоционально-волевая устойчивость.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • брезгливость;
  • неаккуратность;
  • невнимательность;
  • небрежность;
  • неорганизованность;
  • ригидность мышления;
  • быстрая утомляемость.

 

Области применения профессиональных знаний:

  • научно-исследовательские учреждения геологического профиля;
  • независимые геологические организации, выполняющие геологические работы по изучению геологии;
  • горнодобывающие промышленные организации;
  • нефтегазодобывающие промышленные организации.

 

История профессии

Геология (с греч. geo— земля и logos— учение) — комплекс наук о составе, строении и истории развития земли. 

С древних времен люди использовали различные полезные ископаемые для своих целей. Таким образом, неорганизованная, непромышленная добыча полезных ископаемых началась еще с древних времен,
когда рудокопы добывали глину и уголь, кроме этого, люди владели знаниями о горных породах, минералах и рудах. Еще в Древнем Китае в
XX-XIXвеках до н.э. начали составлять коллективное сочинение «Древнее сказание о горах и морях». Греческий философ Пифагор (VI век до н. э.) утверждал, что положение морей не постоянно. Эту же идею впоследствии (в XII веке) высказывал и Леонардо да Винчи.

С началом эпохи Великих географических открытий началось изучение Земли. Люди стали интересоваться, как возникают пустыни, горы и т. д., и пытаться научно обосновать свои догадки. В эти времена и появляются первые геологи-мыслители, которые пытались предположить, где могут находиться полезные ископаемые. Термин «геология» ввел норвежский ученый М. Эшольт в 1657 году. В России широкие поиски руд железа, меди и серебра начались в эпоху Петра I (начало XVIII века).

Промышленная разработка полезных ископаемых началась 300 лет назад, в начале XVIII века в Германии. Там начали первую в мире организованную разработку каменного угля. В самостоятельную ветвь естествознания геология выделилась в XVIII - начале XIX века (У. Смит, Дж. Геттон, М. В. Ломоносов — ученые, которые внесли большой вклад в развитие геологии). Качественный скачок в истории геологии (конец XIX - начало XX века) связан с введением физико-химических и математических методов исследования.

На сегодняшний день большинство месторождений уже разведано. А для выдвижения прогнозов уже не обязательно выезжать на местность, достаточно в большинстве случаев произвести фото- и киносъемку. Однако до сих пор эта профессия является символом романтики и в ней остается много открытых вопросов: не доказана теория движения материков, остаются необъясненными некоторые геомагнитные аномалии.

 

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и исследовательский):

  • антрополог;
  • археолог;
  • архитектор;
  • этнолог;
  • металлург;
  • терапевт;
  • зоолог;
  • пилот самолета.