«Биолог»

Наименование профессии биолог
Доминирующий способ мышления

адаптация — координация

 

Область базовых знаний № 1
и их уровень
естественные науки (биология, химия, физика), уровень 3,
высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2
и их уровень
естественные науки (биология, химия, физика), уровень 2,
средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область

биология

 

Межличностное взаимодействие

частое по типу «рядом»

 

Доминирующий интерес

исследовательский

 

Дополнительный интерес

реалистический

 

Условия работы в помещении, мобильный

 

Доминирующие виды деятельности:

  • исследование общих свойств и закономерностей развития живых организмов;
  • изучение вопросов систематизации живых существ;
  • изучение видового многообразия растений, их строения, особенностей жизнедеятельности, закономерностей индивидуального и исторического развития, распространения этих растений, взаимоотношения их со средой обитания (ботаники);
  • изучение особенностей анатомии и физиологии различных животных, закономерностей их развития, особенностей поведения, многообразия видов и типов (зоологи);
  • исследование закономерностей размножения и распространения болезнетворных бактерий и вирусов, а также паразитических организмов и выявление на основе этого способов успешной борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных (вирусологи, микробиологи);
  • изучение строения человека и особенностей его жизнедеятельности, аномалий развития отдельных органов и организма в целом (анатомыи физиологи);
  • изучение формы размножения живых организмов, особенностей размножения и развития у разных классов и видов;
  • изучение основ наследственности и изменчивости, закономерностей наследования и изменения признаков в ряду поколений организмов, исследование структуры и функции генов (генетики);
  • выведение более продуктивных сортов растений и пород животных с использованием знания генетики и селекции;
  • разработка комплекса мероприятий по охране и увеличению численности животных, улучшению их продуктивных свойств;
  • рассмотрение проблем совершенствования агротехники и зоотехники;
  • изучение физических и физико-химических явлений в живых организмах, влияния различных физических факторов на живые системы (биофизики);
  • проведение биохимических исследований, позволяющих полнее использовать получаемые вещества растительного и животного происхождения, а также их лабораторного и промышленного синтеза (биохимики);
  • подготовка и постановка биологических исследований (техническая работа);
  • работа в лабораторных исследованиях с биологическим материалом на клеточном и внутриклеточном уровнях (пробы, анализы);
  • проведение различных исследований с целью улучшения условий в области сельского хозяйства, лесного и промышленного хозяйства;
  • рассмотрение и решение вопросов охраны природы и приумножения ее богатств.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности:

Способности:

  • высокий уровень развития зрительного восприятия цвета;
  • хорошее развитие концентрации внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте, предмете, не отвлекаясь на другие);
  • творческое мышление;
  • богатое воображение;
  • способность подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке;
  •    развитие образной зрительной памяти;
  •    способность быстро принимать важные решения;
  •    аналитические способности.

Личностные качества, интересы, склонности:

  • любознательность;
  • терпеливость;
  • наблюдательность, созерцательность;
  • скрупулезность в работе;
  • аккуратность;
  • интерес к живым организмам;
  • склонность к лабораторной работе.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие интереса к природе;
  • низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (неспособность длительное время удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимания);
  • склонность к подвижным видам деятельности;
  • плохое развитие ручной моторики;
  • стремление к активному взаимодействию с другими людьми.

 

Области применения профессиональных знаний:

  • лаборатории при научно-исследовательских институтах;
  • природоохранные организации;
  • экологические организации;
  • ботанические и зоологические сады, заповедники;
  • отрасли сельского хозяйства;
  • сфера образования (вузы, колледжи, школы).

 

История профессии

Биология (от греч. bios— жизнь и logos— наука) изучает жизнь во всех ее был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Современная биология уходит корнями в древность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель. В средние века накопление биологических знаний диктовалось в основном интересами медицины. Труды ученых древности, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (здесь известны труды Везалия, Галена и т. д.). В XIX веке резко возросло число изучаемых биологами объектов, поэтому ботаника, зоология тоже стали дробиться на разделы, которые впоследствии сформировались в самостоятельные отрасли биологии (эмбриология, гистология, микробиология и т.д.). В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы.

Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия. Эти перспективные направления позволяют:

  • в лабораторных условиях конструировать генетические системы заранее заданного состава и строения;
  • на их основе получать разнообразные лекарственные препараты;
  • исправлять некоторые генетические дефекты у человека;
  • создавать организмы с новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств.

 

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и реалистический):

  • агроном;
  • животновод;
  • энтомолог;
  • геофизик;
  • садовод;
  • врач;
  • метеоролог;
  • ветеринар;
  • антрополог;
  • археолог;
  • химик;
  • астроном;
  • этнолог;
  • геолог;
  • фармаколог;
  • криминалист.