Наименование профессии | биолог |
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Область базовых знаний № 1 и их уровень |
естественные науки (биология, химия, физика), уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний № 2 и их уровень |
естественные науки (биология, химия, физика), уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
биология
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу «рядом»
|
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
реалистический
|
Условия работы | в помещении, мобильный |
Доминирующие виды деятельности:
- исследование общих свойств и закономерностей развития живых организмов;
- изучение вопросов систематизации живых существ;
- изучение видового многообразия растений, их строения, особенностей жизнедеятельности, закономерностей индивидуального и исторического развития, распространения этих растений, взаимоотношения их со средой обитания (ботаники);
- изучение особенностей анатомии и физиологии различных животных, закономерностей их развития, особенностей поведения, многообразия видов и типов (зоологи);
- исследование закономерностей размножения и распространения болезнетворных бактерий и вирусов, а также паразитических организмов и выявление на основе этого способов успешной борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных (вирусологи, микробиологи);
- изучение строения человека и особенностей его жизнедеятельности, аномалий развития отдельных органов и организма в целом (анатомыи физиологи);
- изучение формы размножения живых организмов, особенностей размножения и развития у разных классов и видов;
- изучение основ наследственности и изменчивости, закономерностей наследования и изменения признаков в ряду поколений организмов, исследование структуры и функции генов (генетики);
- выведение более продуктивных сортов растений и пород животных с использованием знания генетики и селекции;
- разработка комплекса мероприятий по охране и увеличению численности животных, улучшению их продуктивных свойств;
- рассмотрение проблем совершенствования агротехники и зоотехники;
- изучение физических и физико-химических явлений в живых организмах, влияния различных физических факторов на живые системы (биофизики);
- проведение биохимических исследований, позволяющих полнее использовать получаемые вещества растительного и животного происхождения, а также их лабораторного и промышленного синтеза (биохимики);
- подготовка и постановка биологических исследований (техническая работа);
- работа в лабораторных исследованиях с биологическим материалом на клеточном и внутриклеточном уровнях (пробы, анализы);
- проведение различных исследований с целью улучшения условий в области сельского хозяйства, лесного и промышленного хозяйства;
- рассмотрение и решение вопросов охраны природы и приумножения ее богатств.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности:
Способности:
- высокий уровень развития зрительного восприятия цвета;
- хорошее развитие концентрации внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте, предмете, не отвлекаясь на другие);
- творческое мышление;
- богатое воображение;
- способность подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке;
- развитие образной зрительной памяти;
- способность быстро принимать важные решения;
- аналитические способности.
Личностные качества, интересы, склонности:
- любознательность;
- терпеливость;
- наблюдательность, созерцательность;
- скрупулезность в работе;
- аккуратность;
- интерес к живым организмам;
- склонность к лабораторной работе.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие интереса к природе;
- низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (неспособность длительное время удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимания);
- склонность к подвижным видам деятельности;
- плохое развитие ручной моторики;
- стремление к активному взаимодействию с другими людьми.
Области применения профессиональных знаний:
- лаборатории при научно-исследовательских институтах;
- природоохранные организации;
- экологические организации;
- ботанические и зоологические сады, заповедники;
- отрасли сельского хозяйства;
- сфера образования (вузы, колледжи, школы).
История профессии
Биология (от греч. bios— жизнь и logos— наука) изучает жизнь во всех ее был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Современная биология уходит корнями в древность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель. В средние века накопление биологических знаний диктовалось в основном интересами медицины. Труды ученых древности, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (здесь известны труды Везалия, Галена и т. д.). В XIX веке резко возросло число изучаемых биологами объектов, поэтому ботаника, зоология тоже стали дробиться на разделы, которые впоследствии сформировались в самостоятельные отрасли биологии (эмбриология, гистология, микробиология и т.д.). В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы.
Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия. Эти перспективные направления позволяют:
- в лабораторных условиях конструировать генетические системы заранее заданного состава и строения;
- на их основе получать разнообразные лекарственные препараты;
- исправлять некоторые генетические дефекты у человека;
- создавать организмы с новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (исследовательский и реалистический):
- агроном;
- животновод;
- энтомолог;
- геофизик;
- садовод;
- врач;
- метеоролог;
- ветеринар;
- антрополог;
- археолог;
- химик;
- астроном;
- этнолог;
- геолог;
- фармаколог;
- криминалист.