“Дураком быть выгодно, да очень не хочется,
Умным очень хочется, да кончится битьем,
У природы на устах коварное пророчество,
Может быть, когда-нибудь среднее найдем.”
Б.Ш .Окуджава




Любопытство может и погубило бедную кошку, но оно очень полезно в процессе обучения.  Рассматривая процесс обучения как процесс получения жизненных навыков, или, если совсем просто, как процесс обучения выживанию в нашем социуме, можно сделать вывод, что любопытство является одним из наших основных помощников в жизни. Правда, учитывая кошачий опыт, необходимо отметить, что такая помощь иногда обходится очень дорого. Такой вывод был сделан по результатам исследования, опубликованного в журнале Ассоциации психологических наук - Perspectives in Psychological Science. Выяснилось, что академическая успеваемость в учебных заведениях в значительной степени зависит от любопытства. В этой работе неутомимые и любопытные английские исследователи показали, что успешность обучения определяется чертами личности, подобными любопытству, не в меньшей степени, чем интеллектом. Интеллект, конечно же, важен для академической успеваемости, да и вообще в жизни он, как правило, далеко не лишний, но это, кто бы мог подумать, совсем еще не  конец.

У каждого из нас есть наготове пара историй про очень умного мальчика, который с треском провалил школу или институт, пустившись во “все тяжкие”. В то же время, мы можем привести массу примеров, не знаю, как вы, а я точно, в которых люди с весьма и весьма посредственным умом становились руководителями крупных корпораций, банков, научно-исследовательских центров, да и что уж там скрывать, просто напросто президентами. Свое “слабоумие” при этом они компенсировали, во многих случаях, как у нас принято говорить, “железной попой”, т.е. добросовестностью.

И вот, наконец, неутомимых английских психологов заинтересовал вопрос, какие еще факторы, кроме  интеллекта, заставляют одних студентов работать лучше, чем другие.

Одним из таких факторов является, конечно же, добросовестность. В случаях со студентами она  выражается в желании посещать занятия и выполнять домашнее задание. Добросовестные люди, как правило, хорошо учатся в школе. “Но это был ожидаемый результат”, - говорит Sophie von Stumm из Университета Эдинбурга в Великобритании. Она - соавтор статьи с Benedikt Hell  университета прикладных наук Северо-Западной Швейцарии и Tomas Chamorro-Premuzic из университета Голдсмита в Лондоне.

Sophie von Stumm и ее соавторы сформулировали следующую гипотезу, а может ли любопытство быть еще одним фактором, влияющим на обучаемость.  "Любопытство по сути своей – это жажда исследования", - говорит Sophie von Stumm - Если ты интеллектуально любопытен, ты пойдешь домой и будешь читать книги. Если ты перцептивно любопытен (то есть имеешь склонность исследовать мир через ощущения), ты можешь  отправиться в путешествие по разным странам или, например, попробовать разную еду.” И то, и другое, возможно улучшает ваши способности к обучению. Исследователи провели метаанализ, собрав данные около 200 исследований из выборки с общей численностью около 50 000 студентов. Они обнаружили, что любопытство примерно так же влияет на успеваемость, как и добросовестность.  По их мнению, взятые вместе добросовестность и любопытство влияют на способности к обучению так же, как и интеллект, а мы продолжим: т.е. могут компенсировать даже полное его отсутствие. Sophie von Stumm совсем не удивилась такому результату. “Я твердо верю в важность любопытного ума для достижений в обучении, поэтому я была рада, наконец, получить научные доказательства этого", - говорит она.  Мы, признаться, тоже не были удивлены подобным результатом, поскольку практически ежедневно наблюдаем его в действии, но одно дело предполагать, а совсем другое все сосчитать…. "Учителя имеют прекрасную возможность, пробудив любопытство у своих учеников, сделать их страстно вовлеченными в процесс обучения.” Работодатели также должны учитывать, что любопытный человек, который любит читать книги, путешествовать по миру, ходить в музеи, может получать  удовольствие и от рабочего процесса, чем значительно повысит свою производительность труда. Я бы добавил сюда еще и экономию на отпуске: человеку, испытывающему удовольствие от своей работы, и отпуск-то, по большому счету, не нужен, чем, как я подозреваю, активно пользуются в Японии. ”Легко взять на работу профессионала", - говорит Sophie von Stumm. "Но гораздо интереснее выявить людей, имеющих наибольший потенциал для развития, то есть любопытных”. В наших реалиях далеко не все так безоблачно и скорее всего выявленные любопытные, на радость работодателю, в полной мере испытают на себе все тяготы кошачьей доли, т.е. умрут прямо на рабочем месте, обеспечивая благоденствие своих частично компенсированных хозяев. Обзор  статьи, опубликованной на сайте Ассоциации психологических наукhttps://www.psychologicalscience.org


INFO: Вы отправляете сообщение как 'Гость'

Сейчас на сайте 93 гостя и нет пользователей