В прошлый раз мы остановились на том, что вода имела большое обрядовое значение для славян. Почему? В космогонии славян указывается, как отмечал В.О.  Шульгин, что женщина – вода – олицетворяет пассивное начало мироздания, а мужчина – огонь – творческое.  Без огня-мужчины вода-женщина представлялась только в виде льда, снега, смерти. И только под воздействием света женское начало получало жизнь и движение. Нельзя сказать, что это оригинальная теория, нечто подобное прослеживается во множестве древних языческих культур и Европы и Азии.  Как и идея превосходства мужчины над женщиной. Подводя итоги, можно сказать, что в дохристианской Руси задача создания знатных семей решалась с учетом политических интересов, а личные отношения выстраивались беспорядочно, по принципу, делаем то, что хочется и берем все , что можем взять. Рядовые члены общины довольствовались малым, но не из-за высоких моральных принципов, а из-за недостатка средств и возможностей.  Очень похоже на современное положение дел. Вероятно, подобным образом мы пытаемся припасть к своим национальным, или правильнее сказать,общечеловеческим истокам. Ведь первобытно-общинный строй это самый длительный период в истории человечества, он продлился 650 тысяч лет и сложно отвыкнуть от того к чему тебя дубиной приучали почти миллион лет. Были ли счастливы наши молодожены? Безусловно были. Человек , как и любое животное отлично адаптируется к любым условиям существования и к плохим и к хорошим и начинает воспринимать их как должное. Именно этот эволюционный механизм порождает т.н. зависимости.

По мере роста прибавочной стоимости, брак “умыканием” сменился браком “куплей-продажей” невесты, а затем сватовством, т.е. браком по договору. Во всех случаях особого согласия жениха и невесты не требовалось. Браки “по любви”, так любимые современной молодежью, случались в основном у простолюдинов на многочисленных языческих праздниках.Только  там они могли выбрать друг друга и договориться о том, кто кого украдет. Обряд похищения невест у древних славян совершался на праздниках в честь богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной, на Красную Горку и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы. Эти языческие празднования, по описанию Летописца Переяславля-Суздальского, имели характер настоящих оргий: «На игрища межи селъ и тоу слегахоуся рищуще на плясаниа, и от плясаниа познаваху котораа жена или девица до младыхъ похотение имать, и от очного взозрения, и от обнажениа мышца и от пръстъ ручныхъ показаниа, и от прьстнеи даралаганиа на пръсты чужая, тажъ потомъ целованиа с лобзаниемъ и плоти съ срдцемъ ражегшися слагахоуся, иныхъ поимающе, другыхъ поругавше, метааху на насмеание до смерти». Именно на этих празднествах происходили знакомство молодых людей и само обрядовое похищение невесты с ее добровольного согласия. С принятием в 988 г. христианства и передачей церкви монопольного права на регулирование брачно-семейных отношений взгляд на брак в древнерусском обществе постепенно начинает меняться. Христианское учение стремилось придать браку возвышенное духовное значение и рассматривало его как одно из религиозных таинств, во время совершения которого при исполнении установленных церковью обрядов на молодоженов нисходит божественная благодать. Ситуация с семьей, браком и личными отношениями в крещеной Руси начала очень медленно меняться. Наверное можно сказать, что с переменным успехом она до сих пор меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Именно церковь, как социальный институт, прикладывала и прикладывает  усилия для изменения личных отношений в сторону очеловечивания. Любопытно, что церковь, ратуя за моногамность и гетеросексуальность, реализует т.н. эффективную эволюционную стратегию выживания человеческой популяции, описанную в свое время атеистом этологом Ч.Доккинзом. И до сих пор, “мирского” эквивалента церкви нет. Утрата же церковью своих позиций сразу вызывает языческие “рецедивы” в брачно-семейных отношениях по всему миру. Это очень сложный процесс, учитывая наш “генетеический” опыт, вспомним хотя бы, что т.н. “право первой ночи” отменилось у нас только с отменой крепостного права, т.е. всего 150 лет назад, да и то не все помещики это признали и продолжали еще некоторое время, по согласию крестьян, пользоваться им. Примеры “власть имущих” тоже не являются вдохновляющими. Институт наложниц просуществовал в России до 16 века, а потом продолжал существовать в незаконном виде. Иногда отношения господина с наложницей заходили настолько далеко, что могли привести к разрушению законной семьи. Так, галицкий князь Ярослав Осмомысл настолько полюбил свою наложницу «Настасъку», что готов был ради женитьбы на ней отправить в монастырь свою законную супругу Ольгу, дочь князя Юрия Долгорукого. Однако местные бояре, узнав об этом, подняли восстание, захватили и заперли князя, наложницу же его Настасью «накладъше огонь сожгоша [сожгли]… а сына ея в заточение послаша», с Ярослава же взяли клятву жить с женой по закону. Однако уже через год, Ольга с сыном была вынуждена сбежать во Владимир.Сложно было церкви бороться с наложницами, считались они полной собственностью своего хозяина. Вместе с тем , не следует думать что  женщины были в те времена совершенно бесправными существами. Это не так. Просто ценности человеческие тогда были другими. На процесс формирования христианских норм брачно-семейного права и свадебных ритуалов в Древней Руси большое влияние оказывали как древние языческие традиции, санкционированные органами церковной власти, так и византийское законодательство о семье и браке.


INFO: Вы отправляете сообщение как 'Гость'

Сейчас на сайте 69 гостей и нет пользователей