Мы начинаем разговор о семье и ее устоях. История семьи русской, история запутанная. Наверное это  хорошо потому, что многое объясняет и ставит на свои места. В дохристианской Руси семейные отношения выстраивались по родовыми обычаями, потому, что жили  родами (общинами).  Мужчина главный потому, что сильный, от него зависело пропитание и защита рода, а потому женщина услада и награда.Т.е. чем  сильнее  был мужчина, тем больше у него было жен. ”В отношении к браку у древних славян на первом месте стоял физический элемент, связанный с удовлетворением чувственных потребностей, рождением детей, взаимной помощью в ведении хозяйства, а также обеспечении семьи пищей, жильем, одеждой и т.п.  В дохристианский период в древнерусском обществе существовали две разновидности брака: моногамная и полигамная. О широком распространении последней написал летописец Нестор. В отрывке о нравах разных славянских племен он с христианским возмущением пишет, что  «радимичи, и вятичи, и северъ… имяху же по две и по три жены».  У князя Игоря, как сообщает  Татищев, помимо Ольги были и другие жены.  

 

Князь Ярополк, несмотря на то что уже имел «жену грекиню», привезенную его отцом Святославом из Болгарии, успешно сватался к полоцкой княжне Рогнеде. А Владимир Святославич до принятия им христианства и женитьбы на византийской царевне Анне уже имел пять «водимых» по языческому обряду жен.” Все женщины  внутри рода доставались людям именитым, т.е. сильным прежде всего, а те делиться не любили. Поэтому единственным способом создания семьи для рядового члена восточнославянской общины было похищение(умыкание) невесты из другого рода, следствиями чего являлись постоянные конфликты между родами жениха и невесты. Конечно же существовал еще один способ приобретения жены- война, : где жену можно было пленить. Но поскольку способ этот был не всегда безопасен, умыкание было предпочтительнее, на войне ведь и убить могут. Войны  все равно случались, деться от них было некуда, поэтому каждый хотел соблюсти свой интерес. Поскольку война, кроме жен были еще и наложницы, которые служили усладой князю и его доблестному воинству, а некоторыми из наложниц еще и приторговывали. Наиболее показателен здесь пример того же Владимира Святославича ( Владимир наш Красное Солнышко), имевшего по 300 наложниц в Вышгороде и Белгороде и еще 200 в сельце Берестове, т.е. в сумме 800 голов. Силен был креститель земли русской. Использование”умычки” для  заключения брака в древнерусском обществе в период язычества неслучайно. А.И. Загоровский считал, что обряд умыкания больше всего соответствует представлениям первобытного человека о способах приобретения любых нерукотворных ценностей, в том числе и женщины. Она, как и предметы его хозяйственного инвентаря, переходила в полную собственность владельца только путем захвата.  Что интересно, похищать жену было принято у воды. Похищение славянами невест «у воды» обусловлено той важной религиозной ролью, которую вода играла в жизни древнерусских людей. В язычестве славяне более всего поклонялись водным божествам, призывали их в своих клятвах в подтверждение данного слова и очищались водой, как священной стихией. Они молились над водой, гадали на воде, к рекам, озерам и колодцам относились как к существам живым, способным понимать, чувствовать и владеть человеческой речью.  В силу этих причин вода имела большое обрядовое значение при заключении языческих браков. Это было  почти 1000 лет назад, но языческие поведенческие паттерны до сих пор очень четко прослеживаются в наших личных отношениях. 


INFO: Вы отправляете сообщение как 'Гость'

Сейчас на сайте 7 гостей и 1 пользователь