Тестирование это прекрасный способ измерения в науке о людском поведении. Вероятность точного экспертного заключения о человеческих качествах, со временем становится равной 50%. Что это означает? Допустим, мы собрали группу людей, обладающих огромным опытом работы в своем деле. Допустим, мы дали им задание провести профессиональный отбор в летное училище, т.е. это приемная комиссия. Вероятность точных заключений выданных этой комиссией допустим! за один год, равняется вероятности заключения полученного при подбрасывании монеты. Этот результат обошелся английской казне в несколько миллионов фунтов стерлингов. Но снизил затраты на подготовку летчиков в два раза. Нам остается только поблагодарить своих английских коллег за щедрость и сказать- с днем рождения, тесты!
Из теории измерений мы знаем, что каждый способ измерения имеет свою погрешность. В психологии используются различные методы диагностики. Так проективная психометрия, яркий пример -тест М.Люшера, дает очень быструю и точную оценку эмоционального состояния человека. Быстрой и точной она станет в руках эксперта, в противном же случае «брюки превращается в элегантные шорты». Именно мастерство эксперта делает проективные тесты тестами. Следующий и возможно более объективный способ тестирования - это вопросники. Вы «быстро и не задумываясь», отвечаете на странные вопросы и после обработки ваших ответов, опять же, эксперт получает информацию о вашей личности, характере, психофизиологическом статусе или, например, о вашей способности преодолевать стресс. От умения интерпретировать эту информацию зависит результат теста. Но требования к эксперту возрастают в несколько раз, когда речь заходит о т.н психофизиологических тестах. Эти тесты позволяют получить информацию о вас по результатам измерений вашей температуры тела, пульса, дыхания, кожно-гальванической реакции, движению глаз, скорости реакции на разные раздражители и т.д.
Яркий пример этого направления психометрии - программа с детектором лжи, которая оказалось нерентабельной не только из-за стоимости оборудования и отсутствия нужного количества подготовленных операторов. Эффективность применения детектора лжи не превышает 70% , т.е. эффективности обычных психологических вопросников при наличии эксперта. Все методы психометрии - статистические и порог в 70% вероятности не могут перешагнуть в принципе. В качестве исключения, подтверждающего «правило 70%», можно привести тесты IQ Айзенка. Психология - молодая наука, но она уже успела понять, что нет «волшебных» тестов и «волшебных» методик. Шкалы лжи, батареи тестов, факторный анализ и многошкальные личностные опросники, все это, в конце концов, привело к «золотому правилу»: лучше психолог без теста, чем тест без психолога.
Пример профессионального заключения по психологическому тесту.
Мы проанализировали с помощью нашей психолингвистической методики отрывок речи 2018 г. одного из политических деятелей РФ. К чести деятеля надо сказать, что речь его не была обработана специалистами по психолингвистике, которые имеются в нашей стране, т.е. говорил он то, что действительно думал. Вот такие результаты мы получили.
Очень высокий уровень тревожности. Недостаточно развитый интеллект и неспособность к обучению компенсируется хитростью и скрытностью. Экстраверт. Выраженная импульсивность, вплоть до потери самообладания в критических ситуациях. По атласу личностных черт Шмелева: упрямый, несговорчивый, корыстный и агрессивный стяжатель со склонностью к фанатизму с уголовными наклонностями. Не будем забывать, что атлас личностных черт Шмелева составлялся по результатам исследования студентов, мы же применяем его к взрослому дяденьке, что само по себе некорректно.
ЖЕЛАЕМЫЕ ЦЕЛИ ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ, ПРОДИКТОВАННОЕ ЖЕЛАЕМЫМИ ЦЕЛЯМИ: Высокая мотивация достижений, потребность в самореализации и обладании жизненными благами. Стремление к доминированию и независимости. Высокая самооценка, пренебрежение условностями. Целенаправленность действий, склонность к риску, импульсивность поведения. Трудности социальной адаптации.
РЕАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ: Потребность в отстаивании собственных установок. Упорство, которое носит защитный характер. Практичность и трезвость суждений, рационализм. Значимость собственной социальной позиции. Ориентация на собственное мнение, перфекционизм и, как следствие, серьезные проблемы в межличностной сфере. РЕЗЕРВ, НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ЭМОЦИИ, НЕМОТИВИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ: Выраженная избирательность в межличностных отношениях. Особые требования к объекту привязанности. Ирреальность притязаний. Завышенная самооценка. Иными словами, неспособность к сопереживанию и эмпатии в личных отношениях делает невозможными близкие, доверительные отношения и личное счастье.
ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ: Стрессовое состояние как следствие неудовлетворенной потребности во взаимопонимании. Стремление избавиться от гнетущего состояния, нетерпеливость. Ощущение непонятости окружающими, эмоциональное раздражение. ТИПОВОЕ, ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: Стремление к беспрепятственной активности.
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ХАРАКТЕРА, ПОВЕДЕНИЯ, СТАДИИ ТРЕВОЖНОСТИ: Настоящая ситуация неприятна. Предъявляет к себе и окружающим завышенные требования. Ригиден во мнениях. Не допускает ничего, что повлияет на его точку зрения.
ПСИХОСОМАТИКА: Три месяца назад находился в стрессовом состоянии. Возможно наличие следующих симптомов: повышенное давление.
Человек презрительно-глумлив и агрессивен по отношению к окружающим. Претензии на исключительность. Отвергает все, что не соответствует его представлениям. В речи часто использует слово «нет». В ситуации противостояния чаще всего проявляется негодование, агрессия. Склонен к депрессии.
Напоминаем, что психолингвистическая методика, применяемая нами, позволяет использовать текст респондента в качестве входных данных для восьмицветного теста Люшера и Большой Пятерки. Это предварительная оценочная методика тестирования применяется нами для всех входящих сообщений в нашей службе.